Динамично развивающиеся рыночные условия обуславливают необходимость переосмысливания теоретических подходов, решений, связанных с профессиональной подготовкой молодежи, повышение ее творческого потенциала, конкурентоспособности выпускников. Решение этой глобальной задачи определяется реализаций широкого комплекса мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования, среди которых особый интерес вызывает возможность использования концепций менеджмента качества в техникуме.  Отсюда следует, что развитие  профессионального образования должно идти в новом, инновационном режиме с учетом традиций, новых тенденций, норм и перспектив в сфере труда и видения модели специалиста в России и за рубежом.   

Неотъемлемой частью Программы развития является  информатизация техникума и внедрение современного оборудования для формирования у студентов общих и профессиональных компетенций. Она определяет перспективную организационно-управленческую деятельность руководящих и инженерно-педагогических работников по созданию единого информационного пространства, обеспечивающего повышение качества образования за счет внедрения современных информационных технологий, а также повышению качества профессионального образования за счет внедрения в образовательный процесс новейших достижений науки и техники.

Развитие среднего профессионального образования происходит в сложной ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, отмеченные в Федеральной программе развития образования России: социальная и экономическая нестабильность в обществе,  дефицит финансовых средств, неполнота нормативно-правовой базы образования и т.д. Остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений.

 В условиях осложнения демографической ситуации и спада  производства на предприятиях, возникает потребность в переориентации на новые ценности, изменения стратегии  и тактики.  Положение дел в техникуме отражает ту ситуацию, которая сложилась в РФ в целом. С начала 90-годов ХХ - го века рождаемость в России пошла резко на убыль. Это обостряет проблему комплектования, уже в настоящее время заметен дефицит на выпускников 9-11-х классов образовательных школ.

Нестабильное социально-экономического  положение повлияло на выбор молодежью своего будущего, сократилось число желающих, трудится по рабочим профессиям (низкий размер заработной платы отбивает желание у молодежи работать на предприятиях).

Одновременно с вышеперечисленными негативными,  явлениями наблюдаются и позитивные: усиление творческой направленности    руководящих и педагогических кадров, которые выражаются в поиске новых форм и условий, обеспечивающих образовательный процесс, эффективного использования его результатов для инновационного развития.

Техникум оперативно реагирует  на изменения, которые  происходят на рынке труда. Проводится совершенствование   материальной базы  и учебно-методического комплекса для  обучения. Учебное заведение расширяет спектр образовательных услуг. Сегодня перед  нашим техникумом стоят принципиально новые проблемы:

  • поиск оптимальных форм и средств финансирования;
  • содержание качества образовательного процесса и неразрывно связанные с ней проблемы методов, средств и организационных форм образования;
  • прогрессивные современные педагогические и информационные  технологии;
  • воспитание студентов в современных условиях.

Перечисленные проблемы и противоречия  ставят      вопрос о необходимости  проектирования стратегии и тактики деятельности образовательного учреждения в условиях «выживания» на этапе функционирования и развития в условиях рыночной  экономики (конкуренции).

  Целью данной программы является  построение  перспективы образовательной и производственно-хозяйственной деятельности, выявление источников и скрытых резервов продуктивного функционирования.

Предлагаемая в данном документе технология разработки  программы создана на основе комплексного подхода к проблемам модернизации среднего профессионального образования. Анализ особенностей объективных условий реализации образовательного процесса и их развития осуществлен на методологическом уровне, уровне педагогической  теории оптимизации  образовательного процесса.  Вся деятельность по управлению развитием образовательного процесса должна быть ориентирована:

  • на поддержание стабильного функционирования     техникума;
  • на создание условий для его развития (в соответствии с программой до 2020 г.).

Социальная эффективность Программы определяется благодаря использованию системы целевых индикаторов и показателей, отражающих стратегические приоритеты развития техникума до 2020 года.

Социальные эффекты, получаемые в процессе и по результатам реализации Программы, оцениваются по следующим направлениям деятельности техникума:

  • разработка нормативной базы;
  • развитие кадрового потенциала (добиться положительной динамики в области повышения квалификации);
  • обновление содержания образования и технологий образования;
  • повышение уровня образованности и профессионализма обучаемых.

1.1 Анализ исходного состояния образовательной системы  в ОГБПОУ  «Кораблинский агротехнологический техникум»

Анализ состояния образовательной системы правомерно представить в виде анализа всех условий  функционирования образовательного учреждения:

1.     особенности условий образовательного процесса (социальный заказ, нормативная база, материально-техническая база, финансирование, связь с внешними организациями и так далее);

2.     особенности содержания образовательного процесса (обеспечение стандартов содержания образования, учебные планы, учебные программы, учебные материалы и так далее);

3.     особенности педагогического персонала (количественные и качественные показатели профессионального  роста и так далее);

4.     особенности контингента обучаемых (количественные и качественные показатели роста учебной успешности, показатели диагностирования психофизиологического состояния и так далее);

5.     форм, методов, средств, обеспечивающих развитие образовательного процесса.

                   Данный анализ с целью его наглядности и оптимальности  восприятия выполнен в виде таблиц, графиков с последующими выводами: тенденция, проблемы и противоречия, рекомендации в раздел «Программа преобразовательной деятельности».


1.1.1  Анализ  развития учебно-материальной   базы

Общие сведения об образовательном учреждении.

         В 1954 году в с. Кораблино было образовано первое учебное заведение – Горно – промышленная школа № 1, которая положила начало обучению учащихся в системе профтехообразования нашего района. До октября 1998 года в г. Кораблине было 2 самостоятельных  училища: ПТУ № 14 и ПТУ № 17.В соответствии с приказом Министерства общего профессионального образования РФ и управления по делам образования, науки и молодежной политики Администрации Рязанской  области от 13.10.1998г. за № 2597/17 ПУ–14  и ПУ–17 было  реорганизовано в ПУ-15.

Согласно распоряжению правительства РФ от 03.02.2004 г. № 1565-Р и в целях привидения наименования в соответствие с Законом РФ «Об образовании» Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования ПУ – 15 г. Кораблино было переименовано в Областное  Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования ПУ – 15 г. Кораблино.

         В соответствии с приказом 209/01-08 от 1.06.2005г. в форме преобразования Областное Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 15 г. Кораблино» было реорганизовано в Областное Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 15 г. Кораблино».

         В соответствии со статьями 11, 34 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.06.1992 г. № 3266-1, Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 521 и в связи с Распоряжением Правительства Рязанской области от 19.09.2008 г. № 502-р областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 15 г. Кораблино» было реорганизовано в форме преобразования в областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Агротехнологический техникум г. Кораблино».

На основании совместного приказа Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области и Министерства образования Рязанской области № 527-р/1422 от 12.09.2011 г. областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Агротехнологический техникум г. Кораблино» переименовано  в Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Агротехнологический техникум г. Кораблино».

В соответствии с приказом № 378-р/720 от 04.08.2015г.  Министерства образования Рязанской области и Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области  Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Агротехнологический техникум г. Кораблино» переименовано в Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кораблинский агротехнологический техникум».

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кораблинский агротехнологический техникум»  осуществляет деятельность в системе образования Российской Федерации с целью подготовки рабочих кадров и специалистов, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего общего  образования.
В техникуме  проводится обучение по следующим образовательным программам:

Название  профессии

Срок обучения

Каким органом управления образованием  выдана лицензия и когда

1

2

3

Парикмахер

2 г.10мес. на базе основного общего образования с получением среднего  общего образования,

10 мес. на базе среднего полного образования

Министерство образования Рязанской области, 2011 г.

Сварщик
( электросварочные и газосварочные работы)

2г.10мес.  на базе основного общего образования с получением среднего(полного) общего образования

Министерство образования Рязанской области, 2011 г.

Технология продукции общественного питания

3г.10мес.  на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

Министерство образования Рязанской области, 2011 г.

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

3г.10мес.  на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

Министерство образования Рязанской области, 2011 г.

Профессиональное обучение по профессиям:

штукатур,

маляр (строительный)

10 мес. на базе коррекционной школы VIII вида

Министерство образования Рязанской области, 2011 г.

Наиболее значимым результатом деятельности техникума за период с 2008 г. по 2015 год – совершенствование материально-технической базы по профессии «Водитель автомобиля», «Парикмахер». 

Юридический адрес: Рязанская область, г.Кораблино ,ул.Зубковой  д.50.

Учредитель образовательного учреждения: Министерство образования Рязанской области, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.

Организационно-правовая форма: учреждение.

Тип образовательной организации: профессиональная образовательная организация

Вид образовательного учреждения: техникум.

Лицензия серия РО  № 035945, регистрационный №  06-0566 от «28» декабря  2011 г., выдана Министерством образования Рязанской области.

Свидетельство о государственной аккредитации 62А01 №0000314  регистрационный № 06-0552, дата выдачи 03.06.2014 г. 

Техникум имеет в своем составе;

1.     2 учебных корпуса;

2.     общежитие;

3.     общественно-бытовой корпус;

4.      столовую;

5.     актовый зал;

6.     спортивный зал;

7.     медпункт;

8.     учебно-производственные мастерские;

9.     закрытую площадку для обучения вождению;

10.                      учебное хозяйство.

Учебные корпуса и учебно-производственные мастерские включают 24 учебных кабинета, 7 лабораторий, 5 мастерских. В соответствии с разработкой УМК по дисциплинам  все кабинеты оснащаются и дополняются требуемым оборудованием, силами студентов и преподавателей изготавливаются учебные пособия, макеты, плакаты и т. д.

               

 Для более эффективного обучения техникум взаимодействует на протяжении многих лет с рядом предприятий, организаций, учреждений.

Взаимодействие  техникума  с предприятиями отрасли

п\п

Предприятия, с которыми взаимодействует техникум

Виды взаимодействия

   1

ОАО «Кораблинское автотранспортное предприятие»,

ООО «Горзем»

ООО ДПМК «Кораблинская» ИП Шилкина –станция технического обслуживания  «Виктория»

ИП Микава – станция технического обслуживания и др.

Проведение уроков-экскурсий на производстве, проведение производственной практики по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

2

 ООО «Мельник»(кафе-бар «Трюм»)

ИП Лагута (кафе «Теремок»)

ООО «Новая жизнь» (столовая)

 Проведение уроков-экскурсий на производстве, производственная  практика обучающихся

по специальности «Технология продукции общественного питания»

3

ИП Давыдкина (парикмахерская)

ИП Котельникова (парикмахерская)

ИП Фокина (парикмахерская)

ИП Пожогина (парикмахерская)

ИП Харин (парикмахерская)

МУП «Ателье бытового обслуживания населения»

Проведение уроков-экскурсий на производстве, производственная  практика обучающихся

по профессии «Парикмахер»

4

ООО «Кораблинский завод модульных конструкций»

МКП Кораблинские тепловые и электрические сети»

ООО «Кораблиножилводсервис»

Проведение уроков-экскурсий на производстве, производственная  практика обучающихся

по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»

5

ООО «Наш город»

ООО «Форт»

Проведение уроков-экскурсий на производстве, производственная  практика обучающихся

по профессиям «Штукатур», «Маляр (строительный)»

6

ГКУ РО «Центр занятости населения Кораблинского района»

Профориентационная работа

Организация выставок

Совместная профориентационная работа с учащимися школ, организация внеучебных мероприятий

 

1.1.2 Анализ кадрового  потенциала

В техникуме сформировался коллектив со своими традициями и стилем работы. Подготовку специалистов осуществляют  15 преподавателей и 6

мастеров производственного обучения.

Всего

Возраст

Стаж

19-25

26-35

36 и старше

до 5 лет

от 5 до 15 лет

свыше 15 лет

21

-

1

20

1

-

20

Средний возраст ИПР – 50 лет.

Диаграмма распределения ИПР по категориям.

Качественный состав педагогических кадров по уровню образования.

ИПР  с высшим образованием-65,4%, со средним профессиональным-34,6%.

В период с 2012 по 2015 г. повысили квалификацию все инженерно- педагогические работники (100%)

Повышение квалификации ИПР повлияло на:

    • профессиональные способности, педагоги стали более четко планировать свою работу;
    • дидактические способности, возросло умение подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно и убедительно излагать материал;
    • коммуникативные способности;
    • исследовательские способности, ИПР стали более объективно оценивать педагогические ситуации.

1.1.3 Анализ контингента

  
Выполнение плана приема за 3 последних года:

Учебный год

План приема

Факт

% выполнения

2012  /2013  уч. год

120

120

100

2013 /2014   уч. год

108

108

100

2014  /2015  уч. год

105

105

100

В результате анализа выполнения плана приема за последние три года можно сделать вывод о том, что  план приема  по годам выполняется .       

                   Сохранность контингента за 3 последних года:

Учебный год

Количество обучающихся на начало учебного года

Количество обучающихся на конец учебного года

Сохранность 
контингента (%)

 

2012  /2013   уч. год

303

291

96

2013  /2014   уч. год

298

289

97

2014  /2015   уч. год

293

285

97

Количество отчисленных обучающихся обусловлено различными причинами: личное желание, перевод в другое учебное заведение, трудоустройство, призыв в ряды Российской Армии. Анализ причин отчисления обучающихся позволил выделить и «скрытые мотивы»:
- нежелание учиться, но желание получить диплом;
- сложность в освоении образовательной программы из-за слабой общеобразовательной подготовки;
- семейные обстоятельства (трудное финансовое положение, сложная психологическая обстановка в семье);
- сложности взаимопонимания со сверстниками.

Оценка качества образования выпускников в процедуре государственной итоговой аттестации с участием работодателей показали следующие результаты. Успешно прошли процедуру ГИА   за три последних года   414 человек .

Контингент обучающихся на 1 сентября 2015г. составляет 285 человек.

 В начале учебного года у обучающихся I курса проводится входной контроль, анализируются аттестаты для того, чтобы выявить уровень полученных знаний, умений и навыков за курс основного общего образования и правильно организовать дальнейшее обучение и развитие обучающихся. Средний балл аттестатов «3,5», т. е. образовательный уровень обучающихся низкий, что подтверждают результаты входного контроля. У обучающихся отсутствует потребность в знаниях, некоторые приходят с негативным отношением к предметам общеобразовательного цикла, так как при обучении в школе имели слабые ЗУН. Поэтому инженерно-педагогический коллектив работает над единой методической темой: «Формирование профессиональных компетенций специалистов – путь к повышению качества знаний и творческому развитию личности»

ВЫВОДЫ:

ПРОБЛЕМЫ:

Происходит снижение контингента в основном за счет   отсева студентов.

Недостаточная   работа педагогического коллектива техникума по коррекции поведения студентов, их жизненных установок из-за отсутствия в техникуме  психологической службы.

Недостаточно  сформированный интерес к специальности.

Низкий уровень школьных знаний

Снижение уровня образованности абитуриентов на базе 9 классов.

 

1.1.4 Учебно-методическая деятельность

Анализируя работу методической комиссии за последние 3 года, следует отметить, что при планировании заседаний выдвигаются вопросы, требующие быстрого творческого решения (совершенствование содержания, методов и форм обучения, повышение эффективности современного урока, профессиональная направленность преподавания, формирование положительной мотивации обучающихся, организация внеклассной работы). Решая эти проблемы методическая комиссия проводит ежемесячно заседания, где идет в свободной неформальной обстановке обмен опытом, мыслями, идеями, заслушиваются доклады, анализируются открытые уроки, оказывается помощь молодым педагогическим работникам. Введение таких форм аналитической деятельности, как самоанализ урока, творческие отчеты  являются ориентиром в самообразовании педагога. Постоянный обмен опытом целенаправленно влияет на профессиональное мышление преподавателя, стимулирует его творчество в определенном направлении. Результаты методической работы находят отражение в докладах, выступлениях на заседаниях методических комиссий, педсоветах.

 

1.1.5 Характеристика состояния учебно-воспитательного процесса

Функции образования и воспитания гораздо шире и важнее, нежели только обучение, подготовка человека к какому-либо виду трудовой деятельности.

Цель воспитательной работы: разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, физическим здоровьем, качествами гражданина – патриота.

Задачи:

  • создание условий для гармоничного развития потенциальных возможностей студентов;
  • моделирование системы студенческого самоуправления;
  • активное включение студентов во внеаудиторную деятельность;
  • создание благоприятного психологического климата в процессе совместной творческой деятельности студентов и преподавателей;
  • разработка эффективных условий для реализации гражданских обязанностей, воспитание патриотизма, интереса к профессии, к техникуму;
  • формирование системы нравственной, правовой, социально-экономической поддержки студентов;
  • разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию качеств, необходимых конкурентоспособному специалисту;
  • работа по профилактике правонарушений и формированию здорового образа жизни;
  • формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности

Для  организации  досуга  обучающихся   имеется  спортивный зал, актовый  зал  на  150  посадочных  мест. На базе  спортивного  зала  техникума работают  две спортивные секции : « Баскетбол» – руководитель Фишман В.Б., «ОФП» – руководитель Линцова Е.В. 
Спортивные  секции работают с 16.00 до 19. 00.
В спортивных  мероприятиях  участвуют  практически  все обучающиеся. 

 

1.1.6.  Анализ исходного состояния информатизации техникума 

Структура выполненного анализа базируется на идеях системно-оптимизационного подхода. Анализ состояния образовательной системы правомерно представить в виде анализа объективных условий его информатизации:

  • Направления образовательной деятельности учреждения в области ИКТ;
  • Кадровый потенциал;
  • Материальное обеспечение компьютерной техникой, периферийными устройствами и другими средствами ТСО;
  • Связь с внешними организациями.

В техникуме имеются цифровые образовательные ресурсы по следующим дисциплинам: математика, физика, география,  материаловедение,  информатика, экономическая теория,  литература, русский язык, устройство автомобиля, правила безопасности дорожного движения и др.

         Техническими средствами обучения учебные кабинеты оборудованы в недостаточном количестве.

         В техникуме существует 1 локальная сеть: бухгалтерия, учебная часть. Есть включение в сеть Интернет.

         В настоящее время существуют следующие направления образовательной деятельности учреждения в области ИКТ:

üподдержка теоретического обучения (электронные учебники, пособия, обучающие программы, справочники, демонстрационные материалы);

üповышение творческой активности (подготовка презентаций);

üсреднее профессиональное обучение (обучение информатике и информационным технологиям);

Выводы

Анализ условий состояния образовательной системы ОГБПОУ «Кораблинский агротехнологический техникум»  свидетельствует о том, что  учебное заведение способно осуществлять образовательную деятельность в новых условиях, имеет все предпосылки для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе ФГОС  и информационных  технологий:

§  Существующая учебно-материальная база, педагогические  и информационные  технологии, используемые педагогическими кадрами в процессе обучения, позволяют давать качественное специальное  образование.

§  Стабильный состав педагогических кадров   позволяет создать команду единомышленников в реализации  образовательной политики.

§  Обеспечение выпускников рабочими местами (показатели по трудоустройству) по специальностям, реализуемым в настоящий момент, свидетельствует о необходимости вариативного выбора специальности.

 

 

 

 

 

        Глава 2.

Основные цели и задачи программы

            Учитывая, что развитие образовательного учреждения предполагает переход его в качественно новое состояние, и, рассматривая образовательную систему в техникуме, как  оптимальное соответствие субъективных условий функционирования и развития системы объективным условиям, то есть через развитие следующих компонентов:

§  финансово-экономических и материально-технических условий;

§  кадрового потенциала;

§  содержание образования;

§  контингента обучаемых.

           Следовательно, тактическими выступают следующие цели:

§  развитие финансово-экономических условий, осуществляющих реализацию образовательного процесса (отработать механизм развития финансово-экономических условий);

§  развитие кадрового потенциала, обеспечивающего образовательный процесс;

§  развитие уровня профессиональной образованности и  социальной адаптации будущих  специалистов;

§  обновление содержания образования через внедрение ФГОС, введение  в практику работы новых педагогических технологий, элементов системы  менеджмента качества.

              Тактические цели могут быть достигнуты решением соответствующих задач:

§  развитие материально - технической базы за счет развития внебюджетной сферы  деятельности (в основном за счет развития платных дополнительных образовательных услуг и реализации продуктов производства);

§  повышение квалификации кадров через:

            а)систематическое повышение квалификации инженерно-педагогических и руководящих кадров в соответствии с планом РИРО ;                 б)создание интеллектуальной продукции и аттестации ИПР.

          

             В основу программы развития  положены следующие

Принципы:

            1.Основные принципы государственной политики в области образования, сформулированные в ФЗ РФ «Об  образовании в Российской федерации»:

-признание приоритетности образования;

- обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

- гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

- единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

- светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

- обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

- автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные  Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

- демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

-недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

- сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

            2.Принципы  образовательной политики должны быть адаптированны к нуждам и целям развития Рязанской области и обеспечивать  баланс двух функций: воспроизводящей, связанной с сохранением традиционных ценностей регионального среднего профессионального образования, и развивающей, направленной на создание инновационных ценностей регионального образования и ориентированной на интеграцию интересов  государственного и негосударственного сектора.

3.Принципы развивающейся рыночной экономики:

§  внедрение рыночных механизмов в функционировании образовательного учреждения, профилирование учреждения в соответствии с требованиями рынка труда и рынка рабочей силы;

§  развитие дополнительных образовательных услуг.

4. В основу развития техникума  положены  новые принципы менеджмента качества:

§  ориентация на потребителя;

§  лидерство руководителя;

§  вовлечение работников;

§  процессный подход;

§  системный подход к менеджменту;

§  постоянное улучшение качества образовательных услуг;

§  принятие решений, основанное на фактах;

§  взаимовыгодные отношения с работодателями.

5. Кроме того, в основу развития техникума заложены принципы,  классически устоявшиеся, такие как:

§  принцип демократизации, включающий демократизацию внутри техникумовского  управления, демократизацию содержания и организации образовательного процесса, основанного на идеях сотрудничества;

§  принцип гуманизации личности и среды, предполагающий уважение к личности ребенка, принятие его личных целей, интересов;

§  принцип непрерывности образования, включающий с одной стороны – преемственность различных ситуаций специального  и общего образования, с другой – последовательное восхождение по этим ступеням, а отсюда – одна из основных задач техникума – пробудить студента к самостоятельной учебной деятельности, помочь ему осознать необходимость постоянного обновления образования;

§  принцип гармонизации личности и среды, то есть требования ориентации образования на максимальную самореализацию личности;

§  принцип дифференциации обеспечения условий для более полного раскрытия индивидуальности каждого человека;

§  принцип  альтернативности – обеспечение многообразия программ образовательного и дополнительного образования, позволяющего каждому студенту выстраивать индивидуальный образовательный маршрут;

§  принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса, позволяющий реализовать цели развития техникума  на основе развития субъективных условий образовательного  процесса, приведенных в соответствие с развивающимися объективными условиями (целями, особенностями студентов, педагогов, содержания изучаемых дисциплин);

§  принцип направленности образовательного процесса на развитие интеллектуального, духовного потенциала личности, то есть личностно ориентированный подход, как определяющий фактор, на фоне которого осуществляется процесс подготовки специалистов.

Практическая  значимость  программы развития определяется тем, что в сложных условиях финансово-экономических, идейно-политических, социальных преобразований в стране на базе учреждения  профессионального образования должна успешно функционировать и развиваться система, обеспечивающая подготовку  высококвалифицированных специалистов.

Ведущие методы  построения и реализации программы:

§  социально-педагогический анализ исследуемой проблемы;

§  диагностические методы;

§  системный анализ (на методологической основе оптимизации учебно-воспитательного процесса).